С каждым днем, для многих владельцев и руководителей предприятий, процессное управление становится основным стандартом ведения бизнеса. Но, для построения полного и эффективного цикла управления предприятием, все же необходимо использовать современные инструменты автоматизации. Одним из таких инструментов является BPM система (Business Process Management System — система управления бизнес-процессами).
Что такое BPM система?
BPM система – класс программных продуктов, основной целью которых, является поддержание на программном уровне концепции процессного управления.
BPM системы способны решить задачу комплексной «сквозной» автоматизации бизнес-процессов предприятия. Их применение позволяет значительно повысить эффективность работы персонала, сократить издержки и увеличить объем выпускаемой продукции / производимых услуг, что повышает эффективность бизнеса в целом.
В чем основное преимущество BPM системы?
Основным преимуществом BPM системы, является поддержание и обеспечение полного цикла управления бизнес-процессами предприятия — Цикл Шухарта / Деминга или Цикл PDCA.
Цикла PDCA (Plan — Do — Check — Act) позволяет стать на пусть непрерывного совершенствования бизнеса.
Plan (Моделирование) – Разработка мероприятий необходимых для достижения поставленных целей / улучшения показателей.
Do (Исполнение) – Реализация запланированных мероприятий.
Check (Контроль) – Сбор и анализ информации, контроль полученного результата посредством ключевых показателей эффективности (KPI), выявление и анализ причин отклонений.
Act (Улучшение) – Принятие мер по устранению причин, вызвавших отклонение от запланированного результата.
Также, BPM система делает бизнес довольно таки прозрачным, что позволяет четко понимать какая задача сейчас выполняется, где она выполняется, кем выполняется, когда будет выполнена и какой ожидается результат.
Помимо всего, полноценная BPM система включает в себя нотацию (язык) моделирования бизнес-процессов – BPMN 2.0, eEPC, IDEF0 и другие. Это позволяет очень быстро переносить и автоматизировать ранее описанные бизнес-процессы организации, а также прямо на лету описывать, автоматизировать и улучшать новые.
Следовательно, BPM системы дают возможность построить целостную структуру взаимосвязанного стратегического и тактического управления бизнесом, что не достижимо ERP, CRM, ЭДО и другим программным продуктам.
В чем отличия BPM системы от других программных продуктов?
Самое главное отличие в том, что посредством BPM системы моделируются и автоматизируются уникальные бизнес-процессы организации, в том числе и сквозные, что позволяет предприятию более гибко реагировать на внешние или внутренние изменения.
ERP системы
Такая мощная и популярная корпоративная система как ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия), включает в себя все необходимые модули для автоматизации бизнес-процессов, но по определенной эталонной для нее модели. То есть, процессы организации, придется подстраивать под логику и функционал ERP системы, а не наоборот. Такой подход вполне уместен для банковской сферы, где процессы, протекающие в одном банке, не сильно отличаются от процессов, протекающих в другом банке и видоизменяются крайне редко. Предприятиям, которым важна гибкость, такая система станет якорем в дальнейшем их развитии.
CRM системы
CRM системы как правило содержат в себе инструменты для управления бизнес-процессами, но их основная задача автоматизировать процессы, связанные с поддержанием продаж, маркетингом и предоставлением сервиса. Это значит, что посредством CRM системы, управлять процессами менеджмента, развития, HR и другими — будет невозможно.
BPM системы в свою очередь, включают в себя полноценную CRM систему, что позволяет связать продажи с другими процессами и объектами предприятия.
Системы электронного документооборота
Системы электронного документооборота (СЭД или ЭДО), также позволяют автоматизировать маршруты движения документов на предприятии, согласно их жизненного цикла. Как правило это типовые алгоритмы — регистрация, согласование, подписание, ознакомление, резолюция и др. Такие системы позволяют эффективно управлять потоком документов, но они полностью оторваны от других процессов, не связанных с документооборотом.
BPM системы, конечно же, включают в себя и электронный документооборот, где документ всегда остается привязанным к процессам, задачам и операциям в которых он возникает и участвует.
Целесообразность внедрения BPM системы?
Целесообразность конечно же есть и в первую очередь — это поддержание концепции процессного управления организацией, которая имеет неоспоримые преимущества перед другими системами управления (например, перед функциональной).
Во вторую, применение BPM системы позволяет достичь следующих целей:
- Скорость — значительно сокращается время исполнения бизнес-процессов за счёт автоматизации типовых операций, минимизации бизнес-транзакций и четкой регламентации действий;
- Качество — за счёт прозрачности бизнес-процессов для всех его участников, а также эффективных инструментов контроля и мониторинга, обеспечивается соблюдения всех требований, сроков, правил и др.
- Управление на основе показателей — система позволяет управлять предприятием посредством ключевых показателей эффективности (KPI), разделяя их на показатели бизнес-процессов, что обеспечивает их непрерывное совершенствование, так и персональные показатели, что позволяет более эффективно достигать поставленных целей.
- Гибкость — BPM система обеспечивает вовлечение всего коллектива в совершенствование бизнес-процессов организации, что значительно ускоряет ее развитие.
Выводы
Как видно из сравнения, BPM система достаточно комплексное решение, но помимо модулей CRM и Электронного документооборота, BPM системы включают в себя еще и инструменты для управления проектами (аналогично MS Project и другим продуктам), ключевые показатели эффективности (KPI), отчеты и другие, полезные для эффективного управления опции.
Нужно выделить еще одно важное преимущество BPM системы — это возможность интеграции с большим количеством стороннего программного обеспечения. Самые популярные из которых – 1С, ERP, Microsoft SharePoint, Bitrix, IP телефония, Клиент-банки, корпоративные WEB сайты / порталы, мобильные приложения под IOS и Android, что значительно расширяет функционал последних.
То есть, BPM система позволяет не только комплексно подойти к автоматизации, за счет собственных ресурсов, но и легко может интегрироваться в уже существующую на предприятии IT инфраструктуру и объединить имеющиеся программные продукты в единую корпоративную систему управления бизнесом.